ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны.
Беседа по профориентации учащихся «Все работы хороши…»
Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».
Классный час в 10-м классе на тему «Я и моя будущая профессия»
Командная игра «В мир профессий по компасу?»
Профориентационная беседа-диалог «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»
Работа с учащимися
Формы ознакомительной профориентационной работы:
· сообщение на уроках сведений профориентационного характера;
· профориентационные уроки;
· лекции, беседы, лектории на темы: «Кем быть?», «Как правильно выбирать профессию?», «Что нужно знать о профессии?», «Соотношение личных и общественных интересов при выборе профессии» и др.;
· диспуты на темы: «Ты и будущее», «Кем и каким быть?», «Правильно определиться в жизни. Что это значит?» и др.;
· тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, устные журналы на темы: «За что я люблю свою профессию», «Сто дорог — одна твоя» и др.;
· встречи с представителями различных профессий;
· экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
· дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;
· книжные выставки, читательские конференции по книгам о профессиях;
· встречи с выпускниками школ по тематике: «Утверди себя в жизни», «Моя профессия» и др.
Формы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профессии:
· индивидуальные задания профориентационного характера;
· вечера, недели, месячники науки и техники; праздники профессий
· рефераты «Моя будущая профессия»;
· оформление альбомов «Профессии, которые мы выбираем», «Профессии наших родителей», «Ими гордится страна»;
· профориентационные игры;
· конкурсы сочинений на тему: «Моя будущая профессия»;
· выставки, конкурсы стихов, рисунков о труде и профессиях;
· кружки технического творчества.
Методы изучения личности школьника в целях профориентации: беседы, наблюдения, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, тестирование, аппаратурное исследование, педагогический эксперимент.
Профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня сформированности профессионального самоопределения.
В работе с учащимися, которые предварительного выбора профессии еще не сделали, основное внимание надо уделить профпросвещению, ознакомлению с миром профессий и их классификацией.
Ведущим содержанием работы с учащимися, которые профессию выбрали неосознанно, случайно, будет выступать профконсультация, предварительная профессиональная диагностика.
Учащимся, которые будущую профессию выбрали осознанно, надо оказывать помощь в первоначальной профессиональной подготовке.
Этапы профессиональной ориентации школьников
Этапы |
Цель |
Педагогические задачи |
Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы). |
Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. |
1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.
2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.
3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.
4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности. |
Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы). |
Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии. |
1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.
2. Выявление и развитие профессиональных интересов.
3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.
4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.
5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда. |
Этап формирования
профессионального самосознания
(8—9 классы). |
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения
образования. |
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.
2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.
3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.
4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной. |
Этап уточнения социально-профессионального статуса
(10—11 классы). |
Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. |
1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.
2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.
3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии. |
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания общей средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.